Скажите участникам занятия, что все отношения между людьми или лежат в области права, или нарушают его. Попросите участников упражнения самостоятельно подумать и нарисовать рисунок, из которого ясно, что такое и чем отличаются:

  1. сторона правоотношения;
  2. объект правоотношения;
  3. предмет правоотношения;
  4. субъект правоотношения;
  5. содержание правоотношения.

Лучше ничего не гуглить и нарисовать рисунок самостоятельно. Дайте на выполнение задания 20 минут.

Попросите желающих участников упражнения показать рисунки и объяснить их. К каждому рисунку другие участники упражнения могут задать уточняющие вопросы.

Покажите участникам упражнения презентацию (можно воспользоваться нашей, которую можно скачать здесь. Главное – смотрите её в режиме показа слайдов, а то она будет работать неправильно) или нарисуйте схему на доске, пояснив, что есть что на примерах.

Попросите ребят подумать над тем, какие могут быть виды субъектов правоотношений. Пусть участники упражнения предложат свои классификации. Помните, что нет классификаций правильных и неправильных, если они авторские. Расскажите ребятам про то, что в гражданском праве субъекты правоотношений обычно подразделяют на:

  • физические лица (граждане, в гражданском праве гражданин – любое физическое лицо, а в конституционном – только люди, имеющие гражданство того или иного государства. Слово одно, а значения разные для разных отраслей права);
  • юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации и учреждения);
  • особые лица (государство, органы государственной власти, субъекты федерации, органы власти субъектов федерации, муниципалитеты, органы муниципальной власти).

Спросите участников упражнения, чем термин «физическое лицо» отличается от термина «человек». Нельзя же сказать: «вот, физическое пошло в магазин»… Спросите участников упражнения, в чём разница между этими двумя словами.

Пусть они сами догадаются, что физическое лицо – это не человек в биологическом смысле слова, а набор прав и обязанностей того или иного человека.

Объекты правоотношений. Устройте с участниками упражнения мозговой штурм: спросите их, какие виды разных объектов в гражданском праве существуют. Объекты – это то, по поводу чего могут возникать правоотношения.

По окончании мозгового штурма попросите ребят посмотреть в гражданском кодексе, какие объекты правоотношений в нём указаны.

В статье 128 гражданского кодекса обозначены следующие объекты гражданских прав:

  • вещи (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и животных. Да-да, в гражданском кодексе животные отнесены к вещам, чему мы не рады);
  • иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права);
  • результаты работ и оказание услуг, например, стрижка, обслуживание вне очереди, ремонт компьютера);
  • охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность, например, право авторства);
  • нематериальные блага (например, жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, личная тайна, честь, доброе имя, деловая репутация)

Содержание правоотношений. Покажите ребятам содержание правоотношений купли-продажи на презентации. Попросите ребят придумать правоотношение, не являющееся куплей-продажей и максимально не похожее на него. Какого будет его содержание? Кто или что будет его субъектами, сторонами, объектом, предметом?

Поделиться