Это занятие о том, как специалисты-географы определяют место для размещения заводов и фабрик, какие бывают факторы размещения производства и от чего они зависят. На примере  Смоленской области попробуем найти лучше место для размещения различных типов производств.

Цели занятия:

  • Ознакомить участников с базовыми экономико-географическими взаимосвязями и влиянием географии на экономику региона
  • Научиться анализировать карты для лучшего выявления различных взаимосвязей в окружающем мире
  • Научиться различным способам коммуникации в команде для решения поставленных задач

Количество участников:
Не ограничено. Можно разделить участников на небольшие команды по 2-3 человека.

Продолжительность занятия:
5-10 минут – вступительное слово и организационные моменты
20-30 минут — выполнение упражнения
40-50 минут — рефлексия

Итого: 1 час 10 минут — 1 час 30 минут

Необходимое оборудование:

Цветной принтер (распечатать карту). Если цветного принтера нет, можно вывести карту области на экран с помощью проектора. Также необходимо распечатать раздаточный материал (черно-белый). Участникам понадобятся ручки и листы для записей.

Раздаточный материал:

  1. Схематичная карта Смоленской Области
  2. Список предприятий/Бланк ответов

Подготовьте раздаточный материал заранее. Распечатайте столько копий, сколько команд у вас будет.

Описание  упражнения:

Раздайте каждой команде копию карты и список предприятий с бланков ответов. На схематичной карте смоленской области обозначены различные объекты, а также 15 белых пятен. Эти пятна – места для размещения промышленности. Основная цель участников разместить предприятия так, чтобы они давали максимальную выгоду. Каждому предприятию соответствует буква, каждому белому пятну на карте — цифра. Основываясь на данных анализа карты, участники распределяют предприятия и записывают ответы в бланк (например: А-1, Б-2, В-3). На карте специально отмечено больше мест, чем необходимо — это увеличивает вариативность ответов. Важно — одно место на карте может занять только одно предприятие (ответы А-1 Б-1 В-1, невозможны).

На выполнение упражнения и заполнения бланка заложите 20 минут. Затем соберите бланки и проверьте ответы с помощью таблицы.

Рефлексия:

На этом этапе команды могут поделиться, как они располагали предприятия и чем руководствовались при принятии решения. После расскажите участникам о факторах размещения промышленности. Объясните, почему заводы нельзя ставить где попало, а место под их строительство выбирают место определенным образом исходя из потребностей предприятия. Вместе с участниками определите, какие факторы будут влиять больше, а какие меньше. Посмотреть факторы размещения можно в этой таблице.

Поделиться