На этом занятии мы будем говорить о людях, которые боролись за права человека в СССР. Упражнение на эту тему придумала Наталья Веркина, учитель Ново-девяткинской школы №1, опираясь на пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи КОМПАС

Цель урока: поднять уважение и интерес к правам человека, развить навыки сбора и обработки информации.

Кто такие правозащитники?
«Правозащитниками называют людей, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим…»

«Международная Амнистия»

Ход упражнения

1 этап. Работа с карточками.

В начале занятия скажите несколько слов о масштабах политических репрессий в СССР и о диссидентском движении. Разделите участников на малые группы по 3-4 человека. Выдайте каждой группе набор карточек.

  1. Попросите участников разложить карточки на столе картинкой и текстом вниз.
  2. Объясните, что карточки описывают события из жизни шести активистов борьбы за права человека. Цель каждой группы – определить, к какому из этих персонажей относятся описанные события, и таким образом кратко охарактеризовать каждого из них.
  3. Объясните, что каждая из этих личностей описана на пяти карточках (например, на одной карточке из набора «А», на одной из «Б», на одной из «С», на одной из «Д» и на одной из набора «Е».
  4. Попросите участников по очереди брать по одной карточке, пока карточки не закончатся.
  5. Дайте группам несколько минут, чтобы они молча прочитали свои карточки.
  6. А теперь за работу! Дайте возможность каждой группе разработать свою стратегию описания соответствующей личности. На эту работу участникам понадобится 15- 20 минут.
  7. Соберите всех участников упражнения вместе и попросите представителя одной из групп описать своими словами одну из личностей. Потом повторите то же самое по очереди с остальными группами, чтобы все личности были представлены, и каждая группа проверила, правильно ли были сложены «кусочки» мозаики.

Главное управление лагерей и мест заключения (ГУЛаг) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1956 годах. На пике система объединяла 53 лагерных управления с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2000 спецкомендатур. Всего свыше 30 000 мест заключения. В 1956 году ГУЛаг был ликвидирован, но «по политике» всё равно сажали.

По данным председателя правления международного общества «Мемориал» Арсения Рогинского, за период 1918 до 1987 года по сохранившимся документам арестованных органами безопасности было 7 миллионов 100 тысяч человек в СССР. Часть из них была арестована не по политическим статьям, так как органы безопасности арестовывали в разные годы и за такие преступления как бандитизм, контрабанда, фальшивомонетничество, тунеядство. В отношении некоторых диссидентов применялась так называемая «карательная психиатрия» — за критику советской власти люди признавались психически больными и их насильно удерживали и лечили в психиатрических клиниках.

2 этап. Обсуждение.

Задайте участникам вопросы:

  • Легко ли было выполнять упражнение? Почему?
  • О каких личностях участники уже слышали, о ком они узнали впервые?
  • Были ли участники удивлены какой-либо информацией? Что их больше всего удивило? Что они узнали нового?
  • Попросите участников отобрать те цитаты, которые им ближе всего: как бы они повели себя, оказавшись на месте этого человека?
  • Каких именно прав человека добивались разные борцы?
  • Какие современные правозащитники известны участникам упражнения? Какие проблемы, связанные с правами человека, актуальны в современной России?

Диссидент (лат. — несогласный, инакомыслящий) — это гражданин, не разделяющий господствующую в обществе официальную идеологию.

Диссидентство — движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставивших целью либерализацию политического режима в СССР.

Инакомыслие в обществе существовало на протяжении всей истории СССР.

В 1920 — 1930-е гг. существовала критически мыслящая русская дореволюционная интеллигенция и не разделявшие сталинскую политику старые большевики, которые были уничтожены в ходе массовых политических репрессий.

В 1940-1950-е гг. охватившее часть творческой интеллигенции и молодежи инакомыслие, также было подавлено репрессивно-карательными органами.

Советы ведущим

О каждом персонаже можно найти немало информации, и предложенные краткие биографии дают весьма поверхностное (и субъективное) представление о проблеме. В этом списке вполне могли бы оказаться сотни других активистов, защищающих права человека.

Стоит отметить, что никто не должен считать обязанным разделять позицию, которой придерживаются эти активисты. Существует много способов бороться за права человека и разные люди выбирают разные пути в соответствии со своими убеждениями и способностям: работая в рамках существующих неправительственных организаций, организуя петиции или прямое лоббирование.

Поделиться