Прототип игры разработали Ольга Полякова, Анна Ушакова и Аяз Каримов на эстонско-российской программе Gamechangers, а вне программы над занятием работала Надежда Боханова и другие участницы коллектива «Еда спасёт мир».

Цель: познакомить участников(ц) с проблемой пищевых потерь.

Ожидаемые результаты: участники(цы) поймут, какие пищевые потери происходят и почему на всём пути от производства до потребления, и попробуют себя в фуд-активизме.

Продолжительность занятия: от 30 до 90 минут в зависимости от потребностей в углублении в тему.

Необходимая подготовка, оборудование и материалы:

Игру можно сделать вместе с участниками(цами), а можно самостоятельно. Вам точно понадобится принтер для печати карточек, а остальные элементы можно изготовить из подручных материалов. Лучше всего, если вы займётесь ре/апсайклом, то есть используете то, что готово стать мусором или вторсырьём.

Для изготовления игрового поля точно понадобится: большой лист картона или ватмана, маркер. Здорово, если есть цветные карандаши или краски, каталог из продуктового супермаркета.

Нарисуйте большой круг почти во всё поле. Используйте циркуль или тарелку. Разделите круг, как пирог, на 20 «кусков».

1 — старт

2, 3, 4 — сектор «ферма»: выбор, вызов, удача

5, 6, 7 — сектор «производство»: выбор, вызов, удача

8, 9, 10 — сектор «логистика»: выбор, вызов, удача

11, 12, 13 — сектор «магазины»: выбор, вызов, удача

14, 15, 16 — сектор «HoReCa» : выбор, вызов, удача

17, 18, 19 — сектор «домохозяйства»: выбор, вызов, удача

20 — re/upcycling

Подпишите «старт», «секторы» и «re/upcycling». Обозначьте тремя разными цветами или подпишите клетки «выбор», «вызов», «удача». Если у вас есть три листа цветной бумаги, каждый из которых разного цвета, вы здорово облегчите себе работу, если закрасите все клетки «выбор» один цветом, «вызов» вторым, а «удача» третьим. Потом надо распечатать карточки для них в такой же цветовой гамме.

Можно нарисовать тематические иллюстрации к секторам: например, поле капусты, морское судно с контейнерами и пекарню. Можно нарезать иллюстраций из каталога продуктового супермаркета. В середину поля можно наклеить фотографию какого-нибудь аппетитного блюда.

Для изготовления карточек ситуаций точно понадобится три листа чистой бумаги и принтер. Здорово, если есть три листа цветной бумаги разных цветов.

Обновляемая коллекция карточек находится здесь. Заправляйте в принтер страницы по одной и печатайте с двух сторон. Если нет цветной бумаги, можно закрасить обложку или подчеркнуть слова на обложках цветными карандашами или красками.

Чек-лист по материаламПроверьте, что у вас под рукой:

  • таймер на телефоне
  • 3 банки/чашки: ресурсы, потребности, свалка
  • кубик
  • картинки или фигурки продуктов
  • карточки «выбор», «вызов», «удача»
  • 3 листа для записи хода игры и для идей
  • 3 ручки
  • опционально: 3 тарелки
  • опционально: по 15 фишек трёх цветов, если нет — просто 45 фишек/карточек, которые бы помещались в одну банку/чашку
  • опционально: костюм лимончика
  • поле*

Перед началом игры разложите карточки «выбор» и «вызов» по полю в зависимости от секторов, а «удачу» сложите одной стопкой.

Рассчитайте имеющееся у вас в распоряжении время примерно так: 5-7 минут — введение; оставшееся время: 60% — игра, 40% — обсуждение. Например, если у вас полчаса, то это 5/15/10 минут.

Разложите карточки «выбор», «вызов» и «удача».

Введение в игру

Зачитайте участникам(цам) легенду и информацию про ресурсы, потребности, свалку и миссию. Объясните правила.

 Легенда

Вы — фуд-активисты(ки), увлечённые идей покончить с пищевыми потерями. Вы знаете, что в мире выбрасывают ровно столько еды, сколько хватило бы, чтобы обеспечить все потребности человечества. Пора остановить расточительство и прекратить голод, не затрачивая дополнительных ресурсов планеты, которых, откровенно говоря, больше и нет.

Зато что у вас есть — это суперсила проникнуть прямо в души продуктов и пройти с ним весь путь: от ферм и производств до полок магазинов, ресторанов и домашних кухонь.

На этом пути вам будут встречаться люди, которые занимаются едой на своих местах много-много лет и умеют выращивать сочные томаты, выжимать полный витаминов сок, запекать ароматные круассаны, но которые при этом впадают в ступор, когда нужно принять решения относительно экономии природных ресурсов или предотвратить пищевые потери. Ваш энтузиазм и креативные идеи очень нужны им. Особенно они готовы прислушиваться к тому, что поможет их делу процветать дальше, а больших усилий не потребует.

Ресурсы, потребности и свалка

Ресурсы — всё, что есть у планеты и у нас как человечества для производства пищи: вода, почва, солнечные лучи, энергия, добытая из разных источников, семена. Каждый вид видит в этих элементах ресурсы для собственного выживания, при этом никто, кроме человека, не использует больше, чем для этого выживания требуется. Концепция спасения еды предлагает придерживаться идеи «брать только то, что нужно» и помогать восстановлению ресурсов в каждом цикле.

Потребности — всё, что нам нужно для питания. Из-за несправедливого распределения ресурсов между странами и внутри стран, кризиса современной экономической системы и других социальных и политических факторов где-то на планете переполнены полки и столы, а где-то люди голодают.

В мире выбрасывают примерно треть продуктов и примерно трети людей не хватает еды. Концепция спасения еды предлагает не только экономию ресурсов, но и продвижение идеи «еда как право» и решение проблемы голода.

Миссия

За время игры вам предстоит перенести все единицы из банки ресурсов в банку потребностей, постаравшись растерять как можно меньше по пути.

Правила

  • Вы начинаете отслеживать путь своих продуктов одновременно, но как только цикл одного продукта заканчивается, следующим ходом вытягиваете новый продукт и начинаете его путь, не ожидая финиша других участников(ц). Если время ещё осталось, а продукты в шапке кончились, положите продукты обратно и вытягивайте заново.
  • Каждый продукт на старте — 5 единиц из банки ресурсов, которые нужно положить в тарелку участника(цы). В ходе игры это количество будет трансформироваться в зависимости от событий на игровом поле и действий участников(ц).
  • Перемещайтесь по полю, бросая поочерёдно кубик, и следуйте указаниям на карточках.
  • На финише вам предстоит перенести все единицы из своей тарелки в банку потребностей, а в конце будет выбор, влияющий на регенерацию ресурсов в этом цикле. Если вы потеряли все 5 единиц до финиша — вы потеряли всю партию продукта. Проследуйте на поле финиш и сделайте выбор, связанный с регенерацией.
  • Записывайте ваш ход игры: результат — все идеи, которые вы придумали в ответ на вызовы.
  • В конце игры мы обсудим идеи и подведём итог.

Игра

Отслеживайте время игрового этапа (отведите на него 15 минут, если всё занятие рассчитано на полчаса; 25 минут, если занятие будет длиться 45 минут).

Шаг 1

Вытягивайте продукт из шапки (см. Приложение 1), берите себе в тарелку +5 единиц из банки ресурсов и ставьте продукты на старт.

Запишите на своём листе характеристики продуктов.

Шаг 2

По очереди бросайте кубик, делайте ход и следуйте указаниям на карточках, если они есть. На поле несколько видов клеток: «выбор», «удача» и «вызов».

Выбор

Если карточка актуальна для продукта, который сейчас на поле, прочитайте вслух вопрос. Примите решение. Ведущий(ая) расскажет, к чему оно привело (см. Приложение 2).

Если карточка не актуальна для продукта, который сейчас на поле, верните её обратно и передайте кубик дальше.

Удача

Читайте карточку и следуйте инструкции, если она актуальна для вашего продукта. Уберите карточку в самый низ стопки.

Вызов

Если карточка актуальна для продукта, который сейчас на поле, приготовьте секундомер, бланк и ручку. Все остальные должны приготовить свои бланки и ручки.

После того, как вы прочитаете вслух вопрос, начнётся отсчёт времени в соответствии с продуктом. Вы как активисты можете спасти продукт от потерь, предложив идею, которая могла бы подойти человеку, управляющему процессом на данном этапе пищевого пути относительно этого продукта.

  1. Озвучьте идеи вслух. Всего может быть не больше трёх идей.
  2. Повторяться нельзя, включая те же идеи относительно других продуктов.
  3. Когда секунды закончатся, расскажите чуть больше про свои идеи.
  4. Тот, чей продукт спасали, записывает развёрнутые идеи в бланк.

Если у всех в бланке по идее, вы ничего не потеряли. Если идей всего две, то тот, кто кидал кубик, отправляет одну единицу ресурса на свалку. Если всего одна идея, на свалку отправляются две единицы. Если идей ноль, три.

Уберите карточку в самый низ стопки.

Если карточка не актуальна для продукта, который сейчас на поле, верните её обратно в стопку и передайте кубик дальше.

Шаг 3

Конец продуктового пути. Как только тарелка оказалась пустой или вы пришли на финиш, тяните карточку «выбор» и следуйте инструкциям. Следующим ходом тяните новый продукт и становитесь на старт. Запишите результат: сколько единиц ресурсов осталось на финише. Переложите всё, что есть в тарелке, в банку «потребности».

Шаг 4

Задайте вопросы участникам(ницам):

  1. Как вы лично восприняли получившийся результат?
  2. Те, кто перенёс больше всего ресурсов в банку «потребностей», что вам помогло?
  3. Те, кто перенёс меньше всего ресурсов в банку «потребностей», что было самым сложным?
  4. Что нового вы узнали из игры?
  5. Какие идеи вдохновили вас?
  6. Если какие-то из идей захотелось воплотить на практике, поделитесь, какие именно.
Поделиться